Презентация Слайд 1 Мы ученики 2 – б класса. Мы оченьлюбим лепить из пластилина, глиныподелки. Слайд 2. А все началось на уроке трудового обучения. Мызнакомились с дымковской игрушкой и лепили барыню с ребенком. Этаработа мне очень понравилась. Когда я пришёл домой, то захотелось больше узнатьоб этих игрушках, слепить еще другие фигурки. Но для этого нужно было больше узнать о характерныхособенностях росписи дымковской игрушки, уметь создавать узоры по собственномузамыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомыхэлементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемомтычка), познакомиться с историей возникновения этих игрушек. И мы решили провести свое исследование. Для началпоставили перед собой цели, которые должны были достигнуть своим проектом. Слайд 3. − Формирование навыков работы с информацией; − Познакомиться с историей возникновения дымковской игрушки; − Узнать охарактерных особенностях росписи дымковской игрушки. Слайд 4. Потом были выработаны критерии,которым должен соответствовать наш проект. − Оригинальность − Познавательность − Научность Мы наметили вопросы, которые нужны для создания дымковской игрушки и стали работатьс собранной информацией. Слайд 5 Нам былоинтересно узнать: - Где родилась дымковская игрушка? - Каквозник этот вид промысла? - А для чего нужны дымковские игрушки? - Особенности производства дымковской игрушки - Возрождение дымковской игрушки. - Порядок лепки игрушки. - Ознакомление с характером росписи игрушек. Мы сделали для себя своей работой настоящее открытие! Слайд 6 . Сегодня мы с вами побываем на ярмарке. В городе Кирове, над крутым берегомреки Вятки у городских белокаменных стен и древних башен каждую весну шумела,кипела ярмарка-свистунья. На весеннейярмарке было весело. Яркие игрушки, свист, глашатаи, народный театр сПетрушкой, пляшущий медведь. Все это было на ярмарке-свистунье. Слайд 7. А теперь давайте подойдем к одномуиз прилавков. На прилавке стоят глиняные игрушки. Эй, честныегоспода, Слайд8 Кониглиняные мчатся Слайд 9 Через горныеотроги, Слайд 10 Голосистыэти птицы Слайд 11 Наша барышняв прекрасном Понравились ли вам игрушки? Эти игрушки сделаны изглины. Такие игрушки делали в небольшомселе Дымково, и называются они дымковскими.
Слайд 12. Где родилась дымковскаяигрушка? Меня очень заинтересовал этот вопрос. И я узнал, чтодействительно, в Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек изглины. Слободе Дымково почти 500 лет. В бывшейслободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка.Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подернута легким туманом, как быдымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может,из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастераобжигали игрушки.
Слайд 13. Как возник этот видпромысла? Оказываетсяигрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователисвязывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником«свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье,"Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целыйдень свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так иповелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста". Изготавливаяглиняных свиней, коней, индюшек, коз, женщины как бы синхронизировались спроцессами, происходящими в окружающем мире, подталкивая природу в нужнуюсторону, то есть в сторону увеличения плодородия. Расписная игрушкаодновременно и продолжала древнюю традицию, и знаменовала своим появлениемотход от мировоззрения предков. Глиняные игрушки лепили и раскрашивали толькоженщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали истарые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-тоСвистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главнымразвлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписныеигрушки ставили на окна. Культовое значение праздника давно было утрачено, носам ритуал сохранялся до начала 20 века. Слайд14 А для чего нужны дымковские игрушки? Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки,которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, людине могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигуркиживотных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Этиигрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость.Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней. Слайд15, 16. Возрождение дымковскойигрушки. Перечитывая собранный материал, мне становилось страшно.Я и представить себе не мог, что дымковская игрушка могла исчезнуть с лицаземли. И тогда ни я, ни мои друзья не могли бы наслаждаться красотой этогоудивительного творения. И снова передо мной встал вопрос: кому же бытьблагодарными за сохранение дымковской игрушки. Исследуя этот вопрос, я узнал,что возрождение промысла связано с именами — А. А. Мезриной, потомственноймастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А. И.Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле. В одной из книг онподробно описал сложную технологию создания игрушек. МЕЗРИНА АннаАфанасьевна (1853-1938), российская мастерица дымковской игрушки. Родилась вслободе Дымково под Вяткой, ныне район города, в семье кузнеца А. Л. Никулина.С детства помогала матери Дарье Константиновне в игрушечном ремесле. Когдапромысел угас, она, единственная в слободе, продолжала изготавливать глиняныеигрушки. В 1908 ее работами заинтересовался художник А. И. Деньшин, написавшийо промысле и самой Мезриной несколько книг и статей. В работахМезриной видна приверженность традициям старых дымковских игрушечниц. Еефигурки монолитны, четки по форме, без мелкой деталировки. Как правило,крупный, лаконичный орнамент написан в приглушенных тонах. Помимо традиционныхбарынь, солдат да нянек, она придумывала свои собственные персонажи,подсмотренные на лубочных картинках, — «Ученый медведь», «Коза в сарафане»,«Скоморох на козле». Своимиработами Мезрина заинтересовала двух своих дочерей и некоторых соседок, которыевзялись за забытое мастерство. С ними вместе и вошла она в 1933 в артель«Вятская игрушка». В 1934 ей было присвоено звание Герой Труда, а в Горькомоткрылась ее персональная выставка. Современныемастерицы: Римма Пенкина, Людмила Докина, Алевтина Трефилова создают композициина темы русских народных сказок, деревенской жизни, используют современныемотивы. Их композиции дышат добродушным народным юмором и непосредственностью.Произведения современных мастериц знают по многим выставкам не только в нашейстране - во всем мире. Солнечное, доброе искусство дымковских чудесниц несетлюдям радость.
Слайд 17. Особенности производствадымковской игрушки Мнепредстояло слепить дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенностиеё производства. Снезапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатомзанимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек,индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Этот промысел был исключительноженским делом. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмеляхреки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили дополучения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большиеосновные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись ипримазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня прикомнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях ижелезных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом,разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочныйпорошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью ицельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которойи наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки. Ныне мастера дымковской игрушки живут в Кирове иработают в светлых, просторных художественно-производственных мастерскихХудожественного фонда РСФСР, обеспеченных всеми материалами и инструментамивплоть до электрических муфельных печей, в которых производится обжиг игрушек.Традиционная система росписи сохраняется. Однако художники осваивают новыесовременные сюжеты, отражающие наш быт и жизнь. |