Ход конференции. I Психологический настрой. О чудесном нашем крае Будет разговор, О прекрасном милом крае, Где мы все живём! II Основная часть. Сегодня у нас не простой урок, а конференция. Прочитайте тему конференции. 1. Вы очень многоработали. Много узнали нового. Сегодня мы подведём итог наших исследований. Руководители групп получили задания, которые онивместе с членами группы выполняли. Давайте познакомимся с этими группами. a. Ботаники –наблюдатели.( встают) b. Биологи –наблюдатели.(встают) c. Эксперты –медики. (встают) d. Эксперты –экологи. (встают) -Покажите на карте Московскую область, г. Егорьевск. - В какойприродной зоне она находится?( зоне смешанных лесов) -Расскажите о расположении Егорьевского района.( Егорьевский район расположен кюго – востоку от Москвы, в 70 км от МКАД. В пределах Мещерской низменности.) - Прочитайте,какие вопросы мы будем сегодня обсуждать. ( На экране) 1. Растительный мир Егорьевского района. 2. Животный мир Егорьевского района. 3. Лекарства из леса. 4. Охрана растений. - Итак, предоставим слово группеботаников – наблюдателей. 3.Работа 1 группы. (Вступительное слово руководителя группы.) А) - Ботаника –наука, исследующая царство растений и грибов. Наше выступление будет проходить по следующей схеме:
Начинаю рассказо деревьях Егорьевского района. ( рассказ) Егорьевский район расположен в подзоне смешанных лесов. Он целикомнаходится в районе боров и болот Мещёрской низменности. Площади, покрытыелесами в Егорьевском р – не, занимают более половины его территории ( почти 58%) Это один из самых высоких показателей для Московской области. Преобладают поплощади насаждения с доминированием сосны (38 %) и берёзы (30%). Чистыеельники , хвойно – широколиственные лесараспространены мало. Сосновыелеса имеют самое большое распространение в Егорьевском р – не. У сосновых лесовесть свой колорит. Это светлый и солнечный лес. Местныевиды деревьев – это ива белая, берёза пушистая и боровчатая, ольха чёрная иольха серая, дуб обыкновенный, вяз гладкий и шершавый, черёмуха птичья, рябинаобыкновенная, клён остролистный, липа мелколистная и ясень обыкновенный. 3.2 -Продолжает рассказ….. Он расскажет о русской красавице берёзе. Берёза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую,белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой. На поляне, напригорке, Под окном средиполей Белокурые берёзы – Символ Родины моей. __Берёзы,берёзы… Вы всегда бескорыстно и надёжно дружите с людьми. В глубокой древностивы пришли в их жилища, в далёкие времена были для них источником света и тепла– самой светлой лучиной, самыми жаркими дровами в печи. В древней Руси служилидля написания письма берестяные грамоты, летописи. __И ныне берёзапостоянный спутник человека. Почки, листья и кора содержат эфирные масла икислоты, спирты, нафталин, красящие вещества. Из берёзовых почек и листьевизготавливают краски. И всё это широко применяется в медицине и парфюмернойпромышленности. __ А гак ароматен и полезен настой берёзовогогриба - чаги! Не зря его называютберёзовым бальзамом. Полезен и приятен освежающий древесный эликсир – берёзовыйсок. __ А если хотите узнать, какое будет лето, товнимательно присмотритесь к берёзам. Если весной из берёзы течёт много сока, толето будет дождливое. А какой будет весна, берёзы рассказывают осенью. Листьяначинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу - поздней. И зиму берёзы могут предсказать: вначале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно. ( А сейчас я предоставляю слово…. Она расскажет окустарниках Егорьевского р – на.) Б) Рассказ о кустарниках. Всего вЕгорьевском р – не насчитывается 20 видов местных кустарников. Это малиналесная, шиповник майский, бресклет боровчатый, крушина ломкая, калинаобыкновенная, жимолость лесная, лещина обыкновенная. Но некоторые изкустарников свойственны именно Мещёрской низменности. Таковы ракитник русский идрок красильный. Они произрастают в сухих сосняках и на песчаных пустошах. Ихособенно много среди болотного массива Радовицкий Мох. ( Передаю слово…. Она расскажет о травянистых растениях) В. -Рассказ о травянистых растениях. Местныевиды травянистых растений образуют травяной ярус почти во всех лесах, кромегустых саженых ельников и некоторых сильно нарушенных насаждений. Их так много,что можно упомянуть лишь некоторые. Для сухих сосняков характерны марьянниклуговой, кошачья лапка, купёна лекарственная, колокольчик круглолистый. Примечательно,что в сухих сосняках травянистых растений вообще мало. Здесь преобладаютпредставители других форм: лишайники, мхи, плауны. Вельниках обращают на себя внимание кислица обыкновенная, майник двулистый,ортилия обыкновенная. Доказано, что большинство растений тёмнохвойного леса ненуждаются в услугах насекомых т.к. для них характерны самоопыление или развитиесемян вообще без опыления. В местахраспространения дуба можно познакомиться с травами дубовой свиты – осокойволосистой, купёной многоцветной, вороний глаз, копытнем европейским,звезчаткой желтолистой и т. д. - На этом наша группа –закончила свою работу. Предоставляюслово 2 группе биологов – экспертов. ( Руководительзнакомит с терминами) Зоология –крупная составляющая часть биологии, исследующая животный мир. Орнитология –раздел зоологии, исследующий птиц. Я расскажу о животных леса Егорьевского р – на. 2. Фауна млекопитающих Егорьевского района в целомтипична для лесов центральной части Восточно– Европейской равнины. Она объединила в себе виды, широко распространённые повсей лесной зоне ( горностай, ласка, бурый медведь, заяц – беляк, рыжаяполёвка, лось); обитателей тайги ( рысь, летяга); смешано – широколиственныхлесов ( лесная куница, чёрный хорь, норка, сони, кабан, косуля). Помимоисконных европейских видов, здесь обитают искусственно вселённый человекомпредставитель дальневосточных лесов – енотовидная собака. Предлагаем вашему вниманию рубрику « Это интересно знать»( Выходит ученик в костюме зайца) Заяц. _ Добрый день,меня зовут заяц – русак. У меня ещё есть братец, его зовут заяц – беляк. Янемного крупнее беляка: длина моего тела 50 см – 60 см,а у него 30 – 60 см,моя масса 4 – 7 кг,а у него 2 – 5 кг.Уши и хвосту меня более длинные. Зимой и летом я серого цвета. Хвост всегдачёрный. Правда, к зиме бока светлеют, а спинка остаётся русой. У зайца белякалетом цвет меха на спине рыжевато – серый с чёрной рябью. На зиму белякнадевает белоснежную тёплую шубку, только кончики ушей остаются чёрными. __ А теперь , кто из вас был внимательным?Про какого зайца, беляка или русака, загадка? « Зимойбелый, летом серый.» ( заяц – беляк) __ Наша группа приготовила для вас загадки.( дети отгадывают загадки, ребусы) - Передаёмслово орнитологам. 5. Мыорнитологи. Изучали птиц обитающих в лесах Егорьевского района. Всего в списокптиц р – на внесено 208 видов, из которых 14 в настоящее время в р – не, по -видимому , не встречаются. К редким видам из птиц р – на относятся 74 вида. ВКрасную книгу Российской Федерации занесены 7 видов: чернозобая гагара, скопа,орлан – белохвост, беркут, большой подорлик, белая куропатка, большой кроншнеп. _А сейчас наша группапредлагает вам поиграть в игру « Бываетили нет». Игра. 1. На дворе мороз, а в гнезде – голенькие птенчики. Бываетили нет? Если бывает,то скажите, как называются птицы, которые выводят птенцов зимой? ( Клесты) 1. Есть такие птицы, которые прилетают к нам зимой.Бывает или нет? Если бывает, то почему у них такие странные желания? ( Снегири). 2. Название птице совсем не подходит. Оно связано сословами зябнуть, мёрзнуть. А птица, наоборот, прилетает к нам одной из первых,когда на улице ещё нередки морозы и метели. Бывает или нет? Если бывает, то скажите, как называется эта птица? (Зяблик). Учитель Вторая группа закончила свою работу. И преждечем продолжить нашу конференцию, немного отдохнём.
По родному краю Дружно мы шагаем. Справа от нас - зелёные луга. Слева находитсялес. Втаком лесу полно чудес. Белка с ветки на ветку скок. Филин крыльями машет. Ух! Ажзахватывает дух. 5. Приглашаю экспертов – медиков( Выходят ребята) _Хотим познакомить вас с лекарствами из леса. Сколько в мире есть трав полезных- Всехих даже не перечесть! Помогают нам от болезней, Только нам надо их беречь. Травымогут всё что угодно: Горлолечат, кашель лечат и ларингит. Травполезных в лесу так много. Только ты их, только ты их все береги. Есливдруг заболело горло, Тыромашки завари. Еслиты засыпаешь плохо, Валерьяны себе запаси. Есливдруг ты поранил ногу, Подорожник скорей приложи. Есликашляешь слишком долго, С мать– и мачехой ты дружи. А сейчас предлагаю поиграть. 1. Этот цветок знают все. Цветёт он до октября. На нёмгадают. ( Ромашка). Настой цветов ромашки употребляют для примочек, компрессов, припарок привоспалении кожи, дёсен, фурункулах, при ушибах и нарывах. Ингаляция горячегонастоя ромашки помогает при гриппе. При остром насморке размятые цветывкладывают в нос 2. В народе это растение с жёлто – золотистой корзиночкойцветов называют дикой рябиной ( Пижма) В народной медицине пижму используют при желтухе, при бессоннице какжаропонижающее средство. Отвар пижмы дают животным от глистов. __ Приглашаемна экскурсию в аптеку: Мы вам покажем, как готовить витаминныйчай Плоды брусники – 2 части, листья крапивы – 3 части,плоды шиповника – 3 части. Измельчённое сырьё хорошо перемешать, 4 чайные ложкисмеси заварить стаканом кипятка, настоять 3 – 4 часа, процедить и пить постакану 2 – 3 раза в день.( Дети угощают чаем) 7. __ Учитель. Каждый народ любит природу родного края, её красотустараются показать художники, композиторы, писатели. ( Разговор идёт на фонемузыки Э. Грига « Утро» На доске репродукции картин.) Любимые берёзовые рощи: всех радует их светлая зелень в солнечныхбликах. Наша природа часто меняет наряды. Мы видим природу то летней, тозимней. Весной встречаются холод и тепло. Осенью природа поражает своейпышностью, неповторимой яркостью красок, затем хлюпающей серой слякотью, покаоднажды не накроет землю пушистым снегом… На земле нет ни одного человека, чья жизнь не была бы связана с лесом,жизнью дерева. Без дерева сегодняшняя жизнь просто не мыслима. Однако с каждым годом лес всё больше нуждается взащите, в восстановлении того, что безумно истребляется. Об этом расскажут нашиэксперты. 8. Эксперты – экологи. (На доске карта) Охрана природы. Я Государство Правило поведения в лесу. Законодательные акты. __Мыэксперты – экологи изучали охрану природы. Я расскажу о правилах поведения влесу. Лес имеет большое значение дляжизни человека. ( На экране ) Значение леса. - Аптека. - Источник древесины. - Защитник чистого воздуха. - Место дляотдыха. - Источник пищи. - Домдля животных и птиц. ( Ученик рассказывает о правилах поведения в лесу.) 2 ученик рассказываето природоохраняемых зонах.
9. Рефлексия._ У вас напарте лежат листы с вопросами.
Информационная поддержка 1. « Природа Егорьевской земли» Авторы:Д.М.Очагов, В.Н.Коротков. « Экология Подмосковья» Авторы: Е.В.Брызгалина, Ю.М.Дедков и др. «Экологическаякнига для чтения.» «Планетанаш дом» Авторы: И.Г. Белова, Н.Г. Найдёнская. 2. Материалы краеведческого музея. 3. Ресурсы сетиинтернет nash class. ucoz. ru
|
Проект "Мир леса" >