Ход урока. Учитель - Ребята,посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу и нашим гостямчастичку своей доброты.
- Слайд1. Начинаем не обычный урок, а урок - отчёт. Сегодня ребята будут защищать свой проектпо теме « По страницам Красной книги». Слайд 2. Ребята проделали большуюработу по изучению страниц Красной книги: изучали научную литературу, посетиликраеведческий музей г. Егорьевска, провели конкурс рисунков( лучшие вы видитена стенде), составили правила поведения в лесу, собирали стихи и загадки оживотных Красной книги. Итак, давайтепредоставим слово нашим ребятам. Ход урока – отчёта Слайд 3 I.Психологический настрой ( На экране кадр из фильма о природе) Учитель –( Закройте глазки, представьте, чтовы попали в лес) Слышите эти звуки? Это звуки нашей земли. И наша с вамизадача сделать так, чтобы они никогда не умолкли. Ученик: Как это страшно -умиранье рада. Всех поголовно, всех до одного, Когда опустошённая природа Уже не в силах сделать ничего. II. Основная часть. 1. Ученик. - В моих руках Красная книга. Это непростая книга. Это документ. В ней природа нашей земли , её богатства, всё то,что делает нашу жизнь яркой, красочной и полноценной. На протяжении определённого времени мы былиэкспертами этой книги. Мы изучали страницы Красной книги. Давайте познакомимсяс экспертами по страницам Красной книги. 2. ЭкспертыКрасной страницы( встают) 3. ЭкспертыЧёрной страницы(встают) 4. ЭкспертыЖёлтой страницы(встают) 5. ЭкспертыБелой страницы (встают) 6. ЭкспертыСерой страницы ( встают) 7. ЭкспертыЗелёной страницы (встают) 2.( Выходит ученик и рассказывает о цели нашего проекта) Слайд 4. Цели: - Узнать когда и зачем была создана Красная книга. - Узнать о причинах исчезновения животных и растений - Познакомиться с животными и растениями, занесёнными вКрасную книгу. - Научиться беречь природу. Сегодня мы расскажем о наших исследованиях. ( Рассказ о Красной книге) Слайд 5 .Наша планета серьёзно заболела. Её природа в опасности!Учёные подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено более 200видов животных по 1 виду в год. И всё потому, что человек не зная, а попростуне желая признавать законы природы грубо вмешивается в неё. Кто – то скажет: « Ну,подумаешь, исчезнут какие – то животные. Обойдёмся и без них» Нет! Необойдёмся. И если люди будут по частям уничтожать природу, по погибнут сами.Ведь человек является частью природы. Поняв это, люди во всём мире стали объединяться, чтобы вместеохранять природу. Слайд 6.В 1948 году учёные всего мира создалиМеждународный союз охраны природы. Эмблемой МСОП стала большая панда.(На экране эмблема МСОП) По заданию этого союза зоологи, биологи, экологи стали изучать какимживотным и растениям планеты надо помочь. Затем эти списки издали в виде книги. Слайд7. Международная Красная книгабыла издана в1966 году в Лондоне. Она включала описание 200 видов птиц, 100видов млекопитающих и примерно 25 видов растений. Слайд 8. В нашей стране такая книга впервые появиласьв 1978 году. В ней две категории: А – виды , находящиеся под угрозойисчезновения, Б- редкие виды Книга эта красного цвета. Красный цвет – сигналопасности. Внимание! Не губите растения, не губите животных. Слайд9. Самая последняя версия Краснойкниги – это издание 2006 года. Здесьописано 40168 разновидностей в целом Каждая страница книги имеет свой цвет. Разные цвета страниц книгипозволяют читателям лучше ориентироваться в том, какая угроза на сегодняшнийдень нависает над тем или иным видом живой природы. Слайд 10. Вот эти страницы. Чёрная – уже вымерли ( морская корова,странствующий голубь и другие) Красная – исчезающие виды( снежный барс, красный волк,амурский тигр) Жёлтая – На желтыхстраницах представлены те животные Красной Книги мира, количество которых очень быстросокращается, но еще не представляет угрозы исчезновения. Сохраняющиеся виды. Редкие виды( розовый фламинго,джейран) Серая страница – малоизученные виды, а места ихобитания труднодоступны или неизвестны Белая страница - редкие виды флоры и фауны Зелёная – восстановленные виды ( речной бобр, лось) Зеленым цветом в Красной книгеобозначены виды, которые удалось спасти от исчезновения, вымирания, вывестиситуацию из критической точки. Слайд 11. Почему же исчезли и продолжают исчезатьживотные и растения? Мы выяснили, что, причиной исчезновения животныхи растений является. 1.Изменение условий жизни животных.(человеческаядеятельность) Человек осваивает все большее пространство для своейжизни и для сельского хозяйства, поэтому уменьшается площадь и условияпроживания для животных. 2. Чрезмерная добыча животных: технический прогрессв охоте и рыбалке, для музеев, зоопарков, коллекций, моды жертвы предрассудкови суеверий ( жаба, тетерева, черный дятел). 3. Загрязнение окружающей среды. Охраняются «Красной книгой» Много редкихживотных и птиц. Чтобы выжилпростор многоликий Ради светагрядущих зарниц. Чтоб пустынинагрянуть не смели, Охраняютсязвери, охраняются змеи, Охраняютсядаже цветы. Охранять отопасности нужно, Защищать улюдей на виду. Чистотубескорыстье и дружбу. « Краснаякнига» - красная! Значит природав опасности! Передаюслово экспертам по страницам Красной книги.
В ходе своих исследований мы узнали, о Чёрных страницахКрасной книги 4.Эксперт Чёрной страницы. Судьба незавидная животного ждет Слайд 12. Я- эксперт Чёрной страницы Краснойкниги. Вы видите я в чёрном одеянии. Мне очень горько и больно, потому что начёрных страницах книги списки растений и животных, которых уже нет на земле иникогда не будет. За последние 500 лет полностью вымерло 844 вида животных.Чёрные страницы служат предостережением человеку и напоминают о технеповторимых созданиях природы, которые уже не вернуть. Я хочу рассказать лишьо некоторых из низ Самойпервой исчезла бескрылая гагарка. До XVII века она была очень распространенана побережье и островах северной части Атлантического океана. Внешне эти птицы были очень похожи на пингвинов, до 90 см Огромные колонииэтих доверчивых, не умеющих летать птиц с древности привлекали вниманиеохотников. Жители побережья Атлантического океана убивали гагарок ради мяса,пера и яиц. К началу XIX векапромысел прекратился. Гагарке удалось сохраниться на двух маленьких островках уберегов Исландии. Но и с этими птицами расправились жестоко. На них сталиохотиться, чтобы сделать из них чучела. К середине XIX века гагарок не стало. Следующийпредставитель Чёрных страниц – Тур, или первобытный дикий бык, предок современной коровы. Вымер врезультате хозяйственной деятельности человека и интенсивной охоты. Последняяособь не была убита на охоте, но погибла из – за болезни, которая затронуламаленькую группу последних животных этого рода. Слайд 13 Также исчезли с лица Земли( Показывает на экране)( морская илистеллерова корова, квагга, голубь дронт (додо) и др. Много есть зверей насвете, Всех их очень любятдети. Но проблема есть одна – Исчезают иногда звериэти Навсегда!!! 5 . - Предоставляю слово экспертам Красной страницы. Слайд 14 Я – эксперт Краснойстраницы Красной книги. Моя одеждакрасного цвета…. Она подаёт людям сигнал SOS. Люди! Будьте бдительны! На моихстраницах перечислены растения и животные которые могут в скором времениисчезнуть.( показывает на слайде птицу дрофа) Рассказ 1. Когда - то эта птица была самойпопулярной на территории России. Её любимым местом обитания были степи. Ночеловек превратил степь в распаханное поле. Для осторожной и пугливой дрофы не осталось места длягнездования.. Учёные решилисоздать заповедник, чтобы спасти птицу. Но одних усилий учёных недостаточно.Ведь и сегодня есть люди, которые пытаются поохотиться на редкую птицу, чтобыпоставить её чучело как трофей. Рассказ 2 Восточносибирский леопард.Восточносибирскийлеопард относится к семейству кошачьих и на данный момент этот исчезающий видхищников занесен в Красную книгу. Его численность составляет 30-40 особей. Длина тела дикой кошки достигает 180см, а хвоста – 110см. Вес самкидостигает 50кг, а самца – 70кг. Слайд 15 Рассказ3 Медведь-губач. Втропических странах проживает медведь-губая (или медведь-ленивец). Его можно встретить в лесных регионахШри-Ланки, Индии, Непала, Бангладеша, а так же Бутана. Этот вид медведейдостаточно небольшого размера. Вес взрослого самца достигает 80-140кг, а самки55-95кг. Медведь-ленивец имеет стройное, вытянутое тело на высоких ногах. Егоморда имеет вытяную форму. Когти губача очень большие Рассказ 4 Сайгаки В России иКазахстане скоро исчезнет навсегда вид сайгаков. Неограниченная охота за рогамии мясом этих антилоп сделали свое черное дело и численность животныхсократилась с 50000 до 2500 за последние 10 лет. Это вызвано крахом вместе сСССР некогда существовавшей контролирующей системы по охране этих редкихантилоп. Слайд 16. Физкультминутка. Учитель. Переходим к следующей странице Красной книги, а заоднои отдохнём. Мы шагаем,мы шагаем Руки вышеподнимаем, Голову неопускаем, Дышим ровно,глубоко.( Ходьба с поднятыми руками) Вдруг мывидим: у куста Выпалптенчик из гнезда. Тихоптенчика берём И назад вдупло кладём 6 Слайд 17. Жёлтая страница – на неё страницы занесены животные количество, которыхуменьшается стремительно. Это Амурский тигр, карликовый тушканчик, морж. Леса топорщатся и степь клубится Слайд18. Рассказ 1 Лев – царь зверей. В силе, ловкости,смелости мало кто с ним может сравниться. Отличительный признак льва – грива. Усамок гривы не бывает. Живут львы небольшими семействами. У каждого семействасвои владения. Львы никогда не убьют лишнюю антилопу, добудут мяса столько,сколько смогут съесть, охотятся львы обычно ночью. После охоты отдыхают. Из закрасивой шкуры с гривой их жестоко истребляли, сейчас они уцелели только вИндии и Африке. Рассказ2 Молодые фламинго имеют серый окрас, позднее онирозовеют, но «взрослую» окраску оперение обретают, лишь достигнув трёх, четырёхлет. Живут фламинго до тридцати лет, летают они, вытянув шеи вперёд, а ногиназад, плавают хорошо, гнездятся и кормятся на мелководьях.
8. Слайд 19. Серая страница – на этих страницах помещеныживотные, которые мало изучены, а места их обитания труднодоступны или точно неустановлены. Слоновая черепаха, жук геркулес и др. Слайд 20. А я расскажу вам об Императорском пингвине. Они живут вАнтарктиде. Зимой, когда морозы достигают –60 градусов, у пары пингвиновпоявляется одно единственное яйцо. Если яйцо упадёт на снег, оно погибнет. Давмесяца, самец согревает его между лапами. Между тем мама уже ловит рыбу ирачков, чтобы прокормить будущего малыша. Подросший детёныш съедает рыбы до 4кг. в день. Пингвины редко выходят на берег, предпочитают оставаться на морскомльду. 9. Слайд 21. Белая страница – здесь записаны животные,численность которых всегда была невелика. Это белый медведь, снежный барс,пятнистый олень, утконос. Слайд 22. А также особо охраняемые территории. Это национальные парки изаповедники, заказники. Ещё в XIXвеке люди стали замечать, что некоторые ценные растения и животные становятсяредкими и даже перестают существовать. Именно а связи с этим начали создаватьзаповедники, задачей которых стала охрана редких видов растений и животных отуничтожения. Слайд 23. Заповедники – это территория, на которой в целях охраны и разведения редких, ценныхпород животных, растительного мира запрещена охота, рыбная ловля, рубка леса ипрочее В Россииболее 100 заповедников. Ильменскийзаповедник Столбы(заповедник) Алтайскийзаповедник Кавказскийзаповедник Астраханскийзаповедник Воронежскийзаповедник Березинскийзаповедник (Белоруссия) Слайд 24. Для общения людей спрекрасными творениями природы создаются природные национальные парки . В настоящее время действует более 1200национальных парков. На территории России находится 41 национальный парк. Этотакие как Национальный парк « Мещёрский» - в Рязанской области, « СамарскаяЛука» - Самарская область, « Лосиный остров» - Московская область. Неотъемлемой частью национальных парков являются памятники природы. Слайд25. Па́мятник приро́ды — охраняемая природная территория, накоторой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном,историко-мемориальном или эстетическом отношении. В качестве памятника природы может охраняться водопад, метеоритный кратер, уникальное геологическое обнажение, пещера или, например, редкое дерево. Иногда к памятникамприроды относят территории значительных размеров — леса,горные хребты, участки побережий и долин. В таком случае они именуются урочищами или охраняемыми ландшафтами. Слайд 26. Ещё одной формой охраны природных богатств являются заказники . Зака́зник — охраняемаяприродная территория, на которой (вотличие от заповедников) под охраной находится не весь природный комплекс, анекоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельныеисторико-мемориальные или геологические объекты. Заказникимогут быть самыми разными: ландшафтные, гидрологические( озёрные, болотные) ибиологические( ботанические, зоологические). Все видыприродных охранных территорий – это подлинное богатство нашего народа. Слайд27. Зелёная страница – на них записаны животные, которыхудалось спасти от вымирания. Животных разводят в неволе, чтобы вернуть их вестественные места обитания. Это непростой процесс. Животные должны научитьсявыживать в новых в новых условиях. Например Бурые медведи живут в лесах, на равнинах, в горах. Они отличныеохотники, но часто питаются лесными ягодами, кореньями, фруктами. Медведьбольшой любитель мёда. Осенью зверю приходиться заботиться о надёжном убежище,где можно проспать до весны. Прежде чем лечь в спячку, медведь тщательнозапутывает свои следы, чтобы никто не смог найти его берлогу. Накопленныйзаранее жир помогает медведю спокойно перенести зиму. Слайд28. Проблемный вопрос: Перед нами стал вопрос « Кто виноват в исчезновении животных,птиц и растений?» Мы выяснили,что в исчезновении животных виновен сам человек. Мы составили правила поведения на природе.
Слайд 29. Люди! Слайд 30. III. Рефлексия Давайте подведём итог вышей работы. Вы прослушали исследование каждойгруппы, а теперь подумайте, посмотрите на экран и поднимите карточку , котораясоответствовала бы вашему выводу о полученной информации. Дети поднимают карточки со значками: « V» - информация мне известна, ничего нового я не узнал « +» - узнал что – то новое « -« - противоречит тому, что знаю « ?» - хочу узнать подробнее. (Дети объясняют свои выводы) Слайд 31. Ученик. Люблю мойкрай. Как странно слышать, Ведь каждый человек свой любит край! Но небо здесь синее, Солнце выше! И в цвет сирени здесь окрашен май. Дождём и сеном пахнет лето, Зовёт прохладою река… А осень золотом одета, Плывут клочками облака, Лыжнёю манит вдаль зима, Морозным утром снег хрустит, И выйдет с берегов река в апреле. Лес весной шумит, Люблю мой край! Я много мест видала, И можно хоть полмира обойти, Но ближе и родней родного края, Я думаю, мне больше не найти. Итог урока: Учитель Слайд32. Сейчас уже ясно, что природу надо охранять. Но понятие"природа" довольно общее. Мы с вами не можем охранять всю природусразу, но можем бережно относится ко всему живому, окружающему нас, делать все,чтоб оберегать, спасать, защищать отдельных представителей живой природы. Пустьвы не принимаете участия в спасении уссурийского тигра и белых медведей,снежного барса и белого журавля. Это делают взрослые люди - специалисты-зоологи.Но и вы многое можете сделать длясохранения окружающего вас растительного и животного мира, если поможетестрекозе или жужелице, станете на защиту ландыша или кувшинки. И на последок, яхочу призвать вас беречь природу, беречь наш дом. |